Интервью с временно исполняющим обязанности генерального директора компании «ТАЛК лизинг» Михаилом Благовисным
С какими результатами «ТАЛК лизинг» завершает непростой 2023 год?
— Год оказался сложным, я разделил бы его на два периода. Первый завершился в августе, это было время относительно низких процентных ставок и мягкой денежно-кредитной политики Банка России. В это время рынок лизинга рос высокими темпами. Одна из причин — значительный объём отложенного спроса. Синхронно с рынком лизинга «ТАЛК лизинг» показал отличные результаты: объём нового бизнеса за 9 месяцев 2023 года превысил объём нового бизнеса за весь 2022 год. В августе политика Центробанка начала ужесточаться, это привело к снижению количества сделок. Последнее повышение ключевой ставки существенно замедлило рынок, мы отмечаем резкое и значительное снижение объёма заявок.
Как меняется портфель «ТАЛК лизинг», в котором ещё пару лет назад преобладали предметы сельскохозяйственного назначения? Как изменилась доля лизинговых продуктов в портфеле?
— Нельзя утверждать категорично, что в портфеле компании были исключительно предметы лизинга сельскохозяйственной направленности. Да, их доля была высокой, около 60%. Следует учитывать специфику деятельности компании, которая 23 года была монолайнером, ориентированным на сельскохозяйственную отрасль. Теперь «ТАЛК лизинг» компания универсальная, с 2022 года доля предметов лизинга сельскохозяйственного назначения в нашем портфеле существенно снизилась. В нашем поле зрения — весь спектр потенциальных клиентов огромного рынка лизинга. Сегодня доля сельхозтехники и оборудования — не более 20% от общего объёма.
Сколько клиентов ушло в просрочку?
— Не много. Есть небольшая доля просроченной задолженности, работу с ней ведём постоянно. Работа в компании выстроена системно и даёт свои результаты, в данном случае это низкая доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле.
В этом году вы начали поставки железнодорожного транспорта. Как развивается эта тема? Какие ещё новые для «ТАЛК лизинг» направления освоили?
— У нас появился опыт работы с подвижным составом, насколько клиентов, которые занимаются перевозкой инертных строительных материалов, взяли в лизинг железнодорожные вагоны для развития бизнеса и снижения себестоимости. Грузооборот на железной дороге в уходящем году значительно вырос на фоне строительства и модернизации инфраструктуры, отсюда и повышенный спрос на специализированный подвижной состав. Если говорить о новых направлениях, то что-то конкретное выделить не просто, мы работаем со всеми отраслями. Если об услугах, которые в меньшей степени распространены на рынке лизинга, то нашим конкурентным преимуществом является то, что лизинговое имущество из-за рубежа мы можем поставлять без посредников, это очень выгодно для лизингополучателей. Сложились хорошие деловые отношения с Торговым представительством России в Китае, при выборе заводов-изготовителей мы, в том числе, опираемся на их мнение, они помогают отсеивать не заслуживающих доверия поставщиков.
Вы заявили об открытии до конца года ещё одного филиала «ТАЛК лизинг» в Перми. Почему Пермь? Что дальше?
— Сеть будет расти и развиваться — мы точно знаем, в каких городах страны откроем филиалы «ТАЛК лизинг» в следующем году. До конца 2023 года начнёт работать офис компании в Перми. Это ближайший к Тюмени крупный город, где ещё нет нашего представительства. Пермский край — регион с развитой экономикой, которая больше экономики Тюменской области. Здесь действуют свыше 97 тысяч субъектов МСП, потенциал для развития бизнеса очень высокий. Малый и средний бизнес занимает львиную долю клиентского портфеля «ТАЛК лизинг», и с крупным бизнесом мы охотно сотрудничаем. Не сомневаемся в том, что бизнес в Перми будет развиваться активно, все условия для этого есть.
Важный вопрос: подержанная техника и оборудование, с введением санкций это стало трендом в лизинге. Сколько сегодня таких сделок в портфеле «ТАЛК лизинг»?
— О том, что доля подержанной техники и оборудования выросла, говорят и пишут повсеместно. У нас решён вопрос с финансированием таких сделок с банками-партнёрами, существуют лимиты для удовлетворения спроса, но реальная практика показывает, что таких сделок не много. Наши клиенты предпочитают брать в лизинг новое имущество. Вопрос обновления производственных фондов очень актуален для страны, и как показывает статистика, лизинг постепенно превращается в один из основных инструментов для этого. Из чего можно с уверенностью заключить, что интерес к лизинговым продуктам будет только расти.
Вы поставляете оборудование и технику из-за рубежа, в последние 2 года было много сложностей. Ситуация изменилась? Получается закрывать запросы со стороны лизингополучателей?
— Любая проблема должна пройти определённый жизненный цикл. Когда изменилась внешнеэкономическая ситуация, начали рушиться устоявшиеся каналы продаж и логистические цепочки, бизнес сосредоточился на поиске альтернативных решений. Потребовалось время, чтобы наладить работу. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ситуация постепенно стабилизируется. Заказывая имущество в Китае и других странах, мы понимаем, как выстроены процессы, связанные с логистикой, оплатами, какие риски могут быть связаны с предприятиями-производителями. Безусловно, мы закрываем потребности лизингополучателей, но проблемы, пришедшие из 2022 года, полностью актуальности не потеряли. Санкционное давление усиливается, и мы вынуждены держать руку на пульсе для реагирования на изменения.
Вы декларировали, что готовы привезти технику из Европы. На Европу большой спрос?
— Заявки на поставку оборудования из Европы есть, но не в таком количестве, как раньше, по сути, они единичные. Лизингополучатели отлично оценивают все риски, и в случае наличия альтернативы из дружественных стран делают выбор в эту сторону. Многие делают выбор в пользу отечественных производителей, доля заказов российской техники и оборудования растёт. Есть случаи безальтернативные, речь об оборудовании, которое производится только в Европе.
Можно ли сказать, что основным зарубежным партнёром лизинговой компании стал Китай?
— Статистика рынка лизинга указывает на то, что основным сегментом остаётся легковой и грузовой транспорт. А это, в первую очередь — китайские поставщики. В первом полугодии 2023 года 40% от всего объёма проданных легковых автомобилей в стране составили китайские бренды, на нашем рынке в сегменте легкового транспорта уже представлено около 20 китайских брендов. До конца года доля продаж китайских брендов в этом сегменте достигнет отметки в 50-60%. Менее чем за полгода в Россию импортировано больше 50 тысяч единиц спецтехники. Почти 90% новой спецтехники — из Китая. Рост импорта по этому направлению по сравнению с прошлым годом составил 163%. У китайских производителей большой потенциал и в сегменте оборудования, и в части каких-то узкоспециальных историй.
Какая из отраслей больше всего нуждается в услугах финансовой аренды?
— Нет отраслей, которые не нуждались бы в услугах лизинга. Мы живём во времена, когда рушатся устоявшиеся экономические связи. Идёт передел рынков — наша экономика, ориентированная на импорт оборудования и техники, сейчас в этом ограничена. Остро стоят вопросы замещения импорта из недружественных стран в том числе за счёт освоения соответствующих производств внутри страны. Существуют государственные проекты, направленные на то, чтобы в ряде отраслей добиться полного суверенитета с точки зрения поставок оборудования, производственных и логистических цепочек. Все эти задачи невозможно решить без инвестиционных инструментов. Одним из таких инструментов является лизинг. Доля лизинга в ВВП России постепенно растёт, следовательно, лизинг становится одним из важнейших инструментов инвестирования в реальный сектор экономики, он интересен и нужен всем. А главное — лизинг нужен и интересен государству, поэтому у отрасли большие перспективы.
Какую динамику лизингового портфеля ожидаете в 2024 году?
— Можно говорить о трёх сценариях: пессимистичном, реалистичном и оптимистичном. Первый может быть реализован в случае, если денежно-кредитная политика Центробанка останется жёсткой или будет дополнительно ужесточаться. Тогда объём нового бизнеса в лизинговой отрасли может быть даже меньше, чем в этом году, и развития не будет, а будет, условно, весьма ограниченная экономическая активность. При реалистичном сценарии, как нам видится, политика Центробанка останется жёсткой, но в феврале - марте 2024 года могут появиться сигналы о тренде на смягчение. В этой ситуации у рынка лизинга появится серьёзный потенциал к росту в связи с большим количеством отложенного спроса. Если обозначатся сигналы к понижению ставок, рынок начнёт оттаивать. Можно предположить, что будут развиты продукты с плавающими процентными ставками. Мы считаем, что при таких сценариях рынок имеет возможности вырасти на 20-30%. Рост рынка может быть существенным при оптимистичном сценарии, потому что очень высока потребность экономики в обновлении основных фондов, в создании новых производств, в финансировании программ импортозамещения, продовольственной и государственной безопасности. Что касается «ТАЛК лизинг», то мы убедились, что выбранная бизнес-модель показала свою устойчивость, мы успешно решаем сложные кейсы, открываем филиалы в разных регионах страны.