Ольга Хван, директор по развитию ТАЛК лизинг, заместитель генерального директора, отвечает на вопросы РБК
-- Изменится ли на фоне большого количества санкций спрос на услуги лизинга?-- В самом начале истории с санкциями рынок сильно забуксовал, многие сделки были остановлены, возник дефицит предметов лизинга, логистические проблемы, встал вопрос с финансированием -- дешёвые решения просто испарились. Мы почувствовали влияние санкций сразу: на какое-то время значительно снизился объём запросов; сузились, а позже были скорректированы воронки продаж. Это напоминало «время тишины»: бизнес замер не только в ожидании последствий санкций, но, прежде всего, мер поддержки со стороны правительства. Сегодня, с учётом снижения ключевой ставки на 14 пунктов, мы наконец наблюдаем заметное оживление. Важно отметить, что такие стратегически важные отрасли, как, например, сельское хозяйство, одними из первых подучили поддержку и важные гарантии, соответственно, запросы от предпринимателей из этой сферы начали поступать в первую очередь. Что касается прогнозов, то однозначно, спрос подстегнёт развитие. Взрывного роста лизингового рынка, который прогнозировали в конце прошлого года, к сожалению, ждать не приходится, но то, что рынок оживает, факт. Важно учитывать и то, что как бы не складывались обстоятельства, лизинг остаётся одним из самых эффективных инвестиционных продуктов, и спрос на его услуги останется.
-- Сейчас много говорят об импортозамещении зарубежного оборудования. Снизит ли это стоимость лизингового оборудования?
-- Увы, но на этом этапе лизинг становится дороже. Корректируются и удлиняются логистические цепочки, оборудование растёт в цене, и это касается даже тех товаров, которые производятся и собираются на территории России. Это объяснимо: в большинстве случаев комплектующие для спецтехники, автотранспорта, оборудования европейские. Но есть и хорошие новости: рынок довольно динамично движется в сторону дружественных стран, таких как Китай, в поисках новых поставщиков запчастей и комплектующих. Необходимо время для того, чтобы решить вопросы, а пока процесс идёт, стоимость оборудования, которое интересует лизингополучателей, остаётся высокой. Мы предполагаем, что это временная ситуация, и впоследствии, после стабилизации экономической и политической конъюнктуры, всё будет подлежать корректировке.
-- Как изменилась логистика, как повлияло это на стоимость лизинговых услуг?
-- Логистические цепочки увеличились, что повлияло не только на сроки поставок, но и на стоимость самой услуги доставки. Работая в новых условиях, видим значительное увеличение сроков поставки оборудования. Но причины, по которым это происходит, очевидны, и следует отдать должное нашему бизнесу, который воспринимает происходящее достаточно спокойно и корректирует планы, сроки реализации проектов, в соответствие с увеличенными сроками поставок. Цены на оборудование выросли, но предприниматели к этому готовы, и реализацию своих планов не останавливают, просто корректируют с пониманием, что окупаемость их проектов увеличится.
-- Как плавающая ключевая ставка отразилась на условиях лизинга? Как лучше всего пользоваться услугой с таким условием?
-- Не стала бы называть ключевую ставку плавающей, она устанавливается Центробанком, и в последние два месяца просто имеет резкие колебания. Можно говорить о плавающих процентных ставках, и вот о чём прежде всего: банковский сектор активно предлагает установление процентных ставок с привязкой к ключевой ставке, но это минимизирует риски в части фондирования банков, и одновременно с тем минимизирует согласовательные процессы, если ключевая ставка корректируется либо в сторону увеличения, либо в сторону понижения. В рамках нашего бизнеса ключевую ставку мы стараемся не устанавливать для большего комфорта клиента, но, если кредитующий банк диктует нам условия в части плавающей процентной ставки, в случае её уменьшения мы обязательно идём навстречу клиенту для снижения стоимости услуг лизинга.